28 октября Хоакину Фениксу исполняется 50 лет — он один из самых выдающихся американских актеров нашего времени. Феникс неоднократно демонстрировал свою способность справляться с любыми ролями — от римского императора до психопатов всех мастей. «Лента.ру» делится лучшими ролями и смелыми экспериментами, которые определили путь главного Джокера современного кинематографа.
Римский император, живущий с матерью, грузный ветеран спецназа, влюбленный в голос из компьютера усатый айтишник, Наполеон — такой набор персонажей легче всего представить в стенах небольшого психиатрического учреждения. Тем не менее, они так же успешно сосуществуют в фильмографии Хоакина Феникса, наряду с сутенером, моряком, пожарным, Джонни Кэшем и, конечно, Джокером. Одни актеры идут в профессию, чтобы зарабатывать большие деньги, наслаждаться народной любовью и позировать перед камерами, другие же стремятся прожить как можно больше разнообразных жизней.
Фото: Lucas Jackson / Reuters
Феникс не переносит интервью и пресс-конференции; он может отказаться от проекта, который сам же предложил, — даже накануне съемок. Совсем недавно это произошло с новым фильмом Тодда Хейнса («Бархатная золотая жила», «Май декабрь»). Этот случай вызвал небольшую волну воспоминаний о похожем поведении Хоакина. Тем не менее, до серьезного осуждения дело так и не дошло. В конце концов, никто уже не сомневается, что Феникс — человек с непростым характером, и его любят не за это.
На протяжении десятилетий Феникс дарит зрителям уникальный опыт, позволяя наблюдать за его невероятными экранными перевоплощениями.
Актеры, подобные Филипу Сеймуру Хоффману (с которым Хоакин работал над «Мастером»), обычно оставляют метод за кадром. В случае с Фениксом зритель всегда может рассчитывать увидеть гораздо больше, чем предполагает цена билета. Для роли Джонни Кэша в «Переступить черту» он не только научился играть на гитаре, но и серьезно пристрастился к алкоголю — после съемок ему пришлось пройти реабилитацию. Этот опыт Феникс называет одним из лучших в своей жизни и с тех пор не употребляет алкоголь. Для роли Христа в «Марии Магдалине» он изучил четыре Евангелия и сбросил вес. На съемках «Мастера» он поставил на зубы скобы, которые ограничивали его мимику при улыбке — кривая ухмылка его персонажа Фредди Куэйла стала действительно незабываемой. И, наконец, готовясь к «Джокеру», он не только довел себя до физического истощения, но и оказался на грани потери рассудка — все это заметно на экране и производит даже большее впечатление, чем трансформации коллег, таких как Кристиан Бейл.
Кадр: фильм «Врожденный порок»
Если над Леонардо Ди Каприо, который годами изводил себя ради ускользающего «Оскара», было принято шутить, то подвиги Феникса вызывают лишь восхищение. Он демонстративно пренебрегает наградами — будь то «Оскар», «Золотой глобус» или приз Каннского кинофестиваля за роль в «Тебя никогда здесь не было». На закрытии фестиваля он без задней мысли пришел в кедах, поскольку не планировал подниматься на сцену. Зато с восторгом рассказывал, что режиссер Линн Рэмси прислала ему аудиозапись взрывающихся фейерверков как образец того, что звучит в голове у его героя. Именно тесное сотрудничество с режиссерами является определяющим принципом работы Феникса над каждой ролью: именно поэтому он избегает студийных блокбастеров, где продюсеры могут диктовать, как существовать в кадре.
Явное неприятие образа селебрити имеет свои хорошо известные корни.
31 октября 1993 года на руках Хоакина от передозировки погиб его брат Ривер Феникс — один из самых многообещающих актеров девяностых. Трагедия произошла во время вечеринки на Хеллоуин в клубе The Viper Room, принадлежащем Джонни Деппу. В это время Джонни выступал на сцене, и Риверу стало плохо; охрана вынесла его на улицу, и скорая, вызванная Хоакином, не смогла спасти 23-летнего актера. Шумиха помешала семье пережить трагедию и, очевидно, заставила актера сделать выводы о прессе и публичности в целом. На год он ушел из профессии и вместе с семьей уехал в Коста-Рику.
0123Кадр: фильм «Наполеон»
По словам Хоакина, между ним и Ривером никогда не было конкуренции, и он не чувствовал себя в тени брата, популярность которого стремительно росла. Более того, незадолго до своей смерти Ривер сказал ему, что верит — Хоакин станет гораздо более известным актером.
В 1995 году на экраны вышел фильм Гаса Ван Сента «Умереть во имя», после которого Хоакин Феникс мгновенно стал звездой. До этого он уже снимался на экране, дебютировав в 8 лет в компании брата в сериале «Семь невест для семи братьев». После «Умереть во имя» стало очевидно, что все предыдущие работы были лишь подготовкой. Роль юного раздолбая Джимми Эммета, которого соблазняет настойчивая героиня Николь Кидман, принесла Фениксу не только первую постельную сцену, но и настоящее признание. Уже в 20 лет он продемонстрировал склонность к перевоплощению и умение быть непредсказуемым.
4567Кадр: фильм «Умереть во имя»
Пять лет спустя, на пороге нового тысячелетия, Хоакин сыграл императора Коммода в «Гладиаторе» Ридли Скотта. Скептицизм по отношению к студийным проектам в данном случае был преодолен благодаря авторитету и сильному характеру постановщика. Для этой роли Феникс начал набирать вес, чтобы сделать Коммода более тучным, однако не согласовал свои эксперименты и был вынужден вернуться к первоначальной форме, по которой шились костюмы. За роль Коммода он получил свою первую номинацию на «Оскар» и утвердился как одна из самых ярких и независимых звезд американского кино.
С этого момента сценарии начали писаться специально для него — например, для «Таинственного леса» М. Найта Шьямалана, а в 2005 году он сыграл Джонни Кэша в «Переступить черту» Джеймса Мэнголда. И, конечно, никто не мог предположить, что всего через три года, перед выходом одного из лучших своих фильмов «Любовники» Джеймса Грэя, Феникс объявит о завершении своей актерской карьеры. Следующий год жизни артиста был подробно запечатлен Кейси Аффлеком в «Я все еще здесь». Когда фильм вышел на экраны, стало известно, что уход из кино и попытки стать рэпером были совместным пранком Феникса и Аффлека, разыгранным на удивление серьезно.
Выход косматого и обрюзгшего Хоакина на шоу Дэвида Леттермана стал одним из самых неловких эпизодов в новейшей истории телевидения.
На момент выхода «Я все еще здесь» фильм был воспринят без восторга, но сегодня он смотрится великолепно — в том